БЕСПЛАТНАЯ эвакуация автомобиля до автосервиса !
Перегрев двигателя — одна из самых распространенных и опасных проблем автомобиля. Он может привести к серьёзным поломкам и дорогостоящему ремонту. Причины перегрева бывают разными от утечек охлаждающей жидкости до неисправностей термостата. Важно своевременно определить источник проблемы и принять меры. В этом материале разберем ключевые причины перегрева и эффективные способы их устранения.
Одной из распространенных причин перегрева двигателя является недостаточный уровень или плохое качество охлаждающей жидкости. При эксплуатации автомобиля происходит постепенное испарение антифриза, что приводит к снижению его уровня в системе. Особенно остро данная проблема проявляется в жаркое время года, когда причины нагрева двигателя автомобиля усугубляются высокой температурой окружающей среды.
Регулярная проверка уровня и состояния охлаждающей жидкости должна войти в привычку каждого автовладельца. Антифриз имеет ограниченный срок службы — обычно 2-3 года. По истечении этого периода его охлаждающие свойства ухудшаются, а защита от коррозии снижается.
При заметном падении уровня жидкости следует проверить систему на наличие утечек. Трещины в шлангах, радиаторе или расширительном бачке — частые места, где теряется антифриз, что вызывает нагрев двигателя.
Термостат регулирует температуру двигателя, контролируя поток охлаждающей жидкости между радиатором и мотором. Когда этот важный элемент выходит из строя то перегревается двигатель, причины этого перегрева скрыты в нарушении циркуляции охлаждающей жидкости.
Наиболее распространенной проблемой является заклинивание термостата в закрытом положении. В этом случае антифриз не поступает в радиатор для охлаждения, циркулируя только в малом круге. Температура быстро повышается до критических значений.
Симптомами неисправного термостата служат резкие скачки температуры на приборной панели, медленный прогрев двигателя в холодную погоду или, наоборот, слишком быстрый нагрев в теплое время года. Замена термостата — относительно недорогая, но важная процедура для предотвращения серьезных повреждений двигателя.
Со временем в системе охлаждения накапливаются отложения, ржавчина и грязь, которые препятствуют нормальной циркуляции жидкости. Внешние поверхности радиатора также загрязняются, что снижает эффективность теплообмена. Почему перегревается двигатель, в таких ситуациях — ответ прост: тепло не может эффективно отводиться от нагретых деталей.
Профилактическая промывка системы охлаждения рекомендуется проводить каждые 60 000 км пробега или раз в два года. Это позволяет удалить накопившиеся отложения и восстановить эффективность работы системы.
Не менее важно следить за чистотой радиатора снаружи. Насекомые, пыль и грязь образуют теплоизолирующий слой, мешающий теплообмену. Регулярная очистка радиатора сжатым воздухом или мягкой щеткой помогает предотвратить перегрев двигателя.
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всей системе. При выходе из строя помпы начинает греться двигатель, а причины этого заключаются в нарушении движения антифриза по системе. Признаками неисправности помпы являются:
Ресурс водяного насоса обычно составляет около 100 000 км, но может значительно сокращаться при использовании некачественной охлаждающей жидкости или при тяжелых условиях эксплуатации.
Ремонт помпы не предусмотрен большинством производителей — деталь подлежит полной замене при выявлении неисправности. Эту работу лучше доверить специалистам, поскольку она часто требует снятия ремня ГРМ и других сопутствующих компонентов.
Электрический вентилятор включается при достижении определенной температуры двигателя для усиления потока воздуха через радиатор. Если вентилятор не работает или работает некорректно,то причины нагрева двигателя автомобиля становятся очевидными — недостаточное охлаждение радиатора при низких скоростях движения или в пробках.
Неисправности могут быть связаны с датчиком температуры, реле включения вентилятора, электропроводкой или самим мотором вентилятора. Проверку работы вентилятора можно провести самостоятельно — он должен включаться при достижении рабочей температуры (обычно 90-105°C, в зависимости от модели автомобиля).
В современных автомобилях управление вентилятором осуществляется электронным блоком управления, что делает диагностику более сложной. При подозрении на неисправность этой системы лучше обратиться в сервис для компьютерной диагностики.
Одной из серьезных причин перегрева двигателя автомобиля является пробой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). При нарушении герметичности этого уплотнения происходит смешивание охлаждающей жидкости с моторным маслом или прорыв газов из камеры сгорания в систему охлаждения.
Стоит отметить «По статистике автосервисов, около 17% всех случаев критического перегрева двигателя вызваны проблемами с прокладкой ГБЦ, что делает эту неисправность одной из наиболее опасных для мотора».
Признаками пробоя прокладки являются:
Замена прокладки ГБЦ — сложная операция, требующая частичной разборки двигателя. Стоимость работ значительна, но игнорирование этой проблемы может привести к еще более дорогостоящему ремонту всего двигателя.
При обнаружении признаков перегрева необходимо принять срочные меры. Если быстро нагревается двигатель во время движения, следует остановиться в безопасном месте и заглушить мотор. Открывать капот следует с осторожностью, используя плотные перчатки и держась на расстоянии от возможных выбросов пара.
Нельзя сразу доливать холодную жидкость в горячий двигатель — это может привести к образованию трещин в блоке цилиндров из-за резкого перепада температур. Дайте мотору остыть хотя бы 20-30 минут перед проведением любых манипуляций с системой охлаждения.
После остывания проверьте уровень охлаждающей жидкости, состояние шлангов и ремня привода помпы. При обнаружении течи или других явных неисправностей лучше вызвать эвакуатор — дальнейшее движение может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Регулярное техническое обслуживание помогает избежать большинства проблем с перегревом. Своевременная замена охлаждающей жидкости, проверка состояния шлангов, термостата и других компонентов системы охлаждения — лучшая профилактика дорогостоящего ремонта.