БЕСПЛАТНАЯ эвакуация автомобиля до автосервиса !
Надежная тормозная система - залог безопасности на дорогах для любого транспортного средства. В современных автомобилях торможение осуществляется за счет трения двух взаимодействующих элементов - тормозных дисков с колодками. Последние представляют собой съемные металлические пластины с фрикционным покрытием. В процессе торможения происходит постепенное истирание поверхностей этих деталей. По мере износа эффективность тормозной системы снижается, что вызывает необходимость своевременной замены этих элементов.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как самостоятельно определить износ тормозных колодок и что пришло время для их замены.
Существует несколько характерных признаков износа колодок дисковых тормозов, указывающих на необходимость их замены. Среди них:
Игнорирование очевидных признаков износа тормозных колодок может стать причиной повреждения других компонентов системы, таких как диски, суппорты и цилиндры.
«У меня часто спрашивают совета, как правильно проверить износ тормозов. Одного измерения толщины колодок недостаточно. Важно оценить характер их истирания - равномерность, отсутствие нетипичных следов. Наличие может свидетельствовать о серьезных неполадках в тормозной системе - заедании направляющих суппортов, проблемах с геометрией подвески и других», - говорит Евгений Чайников, автоэксперт.
В новом состоянии толщина фрикционной накладки тормозной колодки обычно составляет около 12 мм. Производители автомобилей рекомендуют выполнять замену колодок, когда остаточная толщина фрикционного материала достигнет минимально допустимого значения, которое варьируется в пределах 2-3,5 мм в зависимости от модели и массы транспортного средства. Для компактных легковых автомобилей этот предел составляет около 2 мм, в то время как для более тяжелых внедорожников и кроссоверов минимальная допустимая толщина колодок может достигать 3,5 мм из-за более интенсивной нагрузки на тормозную систему.
Крайне важно выполнять своевременную замену колодок, не допуская чрезмерного износа. Игнорирование рекомендованных норм влечет за собой риск повреждения тормозных дисков, и как следствие, приведет к более дорогостоящему ремонту.
Стоит отметить, что замена тормозных колодок всегда производится парно для колес одной оси, вне зависимости от того, насколько износились старые детали. Дело в том, что разница в коэффициентах трения между новой и старой колодкой может нарушить плавность и эффективность торможения. Поэтому комплект обычно состоит из 4 колодок для замены на обеих осях.
При выборе новых тормозных колодок рекомендуется отдавать предпочтение качественным компонентам от проверенных производителей, имеющих безупречную репутацию. Использование дешевых колодок сомнительного происхождения чревато быстрым износом и потерей эффективности торможения.
Необходимость замены тормозного диска также определяется его остаточной толщиной. Новые невентилируемые тормозные диски имеют первоначальную толщину 22-32 мм в зависимости от модели и массы автомобиля. Вентилируемые диски обычно немного тоньше - их исходная толщина составляет 18-26 мм. В процессе эксплуатации поверхность диска постепенно стирается под действием силы трения с тормозными колодками.
Производители автомобилей устанавливают минимально допустимый предел остаточной толщины тормозного диска, после достижения которого он считается полностью изношенным и подлежит обязательной замене. Как правило, для невентилируемых дисков этот минимум составляет 20-24 мм, а для вентилируемых - 16-20 мм остаточной толщины. Однако следует учитывать, что данные нормы износа тормозных дисков могут варьироваться в зависимости от конкретной модели автомобиля.
Кроме остаточной толщины, тормозной диск признается непригодным к дальнейшей эксплуатации при наличии таких дефектов, как глубокие риски, выбоины, трещины, сколы или неравномерный износ по окружности рабочей поверхности. Деформация диска в результате перегрева также является причиной для его замены.
При обнаружении любых признаков износа колодок или дисков необходимо незамедлительно обратиться в профессиональный автосервис для проведения диагностики и своевременной замены изношенных деталей с целью предотвращения более серьезных повреждений.
Ни в коем случае не игнорируйте первые признаки неисправностей в работе тормозной системы. Если вы заметили увеличение тормозного пути, вибрации или биение педали тормоза, а также посторонние скрипы или скрежет при торможении - не откладывайте проверку надолго. Эти сигналы могут указывать на износ тормозных колодок или другие потенциальные неисправности, требующие безотлагательного выяснения причин.